Есть проблема: «Токсичные» игрушки наступают



Есть проблема: «Токсичные» игрушки наступают

Заболевания детей, самых активных потребителей игрушек, (в возрасте до 14 лет), за последние годы увеличились практически в полтора раза. Это факт. И не последнее место в причинах заболеваемости отводится СМИ так называемым «токсичным» игрушкам. В прессе, на телевидении обсуждение того, с чем же играют наши дети, а самые маленькие и «пробуют на вкус», стала одной из самых популярных. Во многом, это ещё и потому, что многие родители задавались вопросом о контроле товаров для детей. К сожалению, контроль безопасности игрушек, с которыми ребенок начинает играть с раннего детства, оставляет желать лучшего.

Проблема, поднятая СМИ, вызвала в Правительстве РФ в 2008-2009 года определенную озабоченность, ВОЗ задумалась об этом ещё раньше – химическая безопасность игрушек для здоровья детей, как один из основных приоритетов, была особо отмечена в Декларации ВОЗ, принятой в 2004 г. в Будапеште.

90% всех игрушек российских детей импортные, 70% из них - китайского производства. По данным Федерального государственного статистического наблюдения более 8% исследованных образцов игрушек не соответствовали гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и токсиколого-гигиеническим показателям безопасности: содержание фенола превышало установленные гигиенические нормативы от 2 до 130 раз, формальдегида – в 1,7 – 6 раз, хрома – в 1,5 раза, свинца – в 23 раза, кадмия – в 6 раз. Причем с каждым годом объем импорта игрушек в Россию увеличивается. Стоит задуматься, прежде чем покупать ребенку игрушку – с виду безобидный розовый слоник на поверку может оказаться убийственным монстром, напичканным различными ядами замедленного действия, токсичными химическими соединениями, тяжелыми металлами.

Впрочем, и по выходе из младенчества ребят ждут настоящие испытания: необходимо предупреждать детей об опасности игры у несанкционированных свалок промышленных отходов. И хотя там так много «интересного» лучше держаться от них подальше!

В Российской Федерации более 12 лет действует федеральное законодательство об обращении с отходами производства и потребления, хотя в ряде случаев, региональное. Серьезная проблема в России - тяжелые металлы, электронные отходы, упаковка, законодательство об использовании которой «рассматривается» в Совете Федерации с 2002 года: тяжелые металлы в ряде производств все еще используются. Именно поэтому ряд территорий (Усолье-Сибирское, Кирово-Чепецк, Свирь, Дзержинск и др), с промышленными комплексами, использующими тяжелые металлы, серьезно загрязнены.

Сейчас электронный лом в России собирают и перерабатывают всего лишь несколько предприятий. Иными словами, не в каждом городе, про села и вообще говорить «неуместно», есть пункт приемки и переработки отработавшей свое электроники. Где же складируется ненужная электроника? Там же, где и остальные опасные отходы - на свалке, которая, в свою очередь, в большинстве своем открыта для любого присутствия. В том числе и детского…

Не внушает оптимизма и вопрос о ртутных люминесцентных лампах. Хотя на предприятиях сбор и транспортировка все же более-менее отработаны, жилой сектор все же продолжает оставаться проблемной зоной: люди все еще предпочитают избавляться от них самым проверенным способом – отвезти на свалку.

Новые инициативы международного сообщества в сфере обращения с тяжелыми металлами ((свинец, кадмий, ртуть), приближающийся запрет на токсичные соединения в потребительских товарах (главное – в игрушках), все же помогут в регионах ВЕКЦА (Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии) добиться сокращения вреда от токсических веществ на природу, здоровье населения (в первую очередь – детей).

Проблема токсичных отходов поднимается и это уже хорошо: её дальнейшее рассмотрение позволяет сделать вывод, что решение будет найдено. В первую очередь, необходимо как можно шире информировать население об опасности, притаившейся в старой люминесцентной лампе, градуснике, других «опасных домашних отходах». И создать условия для их сбора и последующей безопасной утилизации. Возобновить работу экологической милиции – для тех, кто оказался глух к предупреждению об опасности.