2 года тюрьмы и 89 млн.руб. штрафа за незаконную утилизацию ПХБ-отходов



2 года тюрьмы и 89 млн.руб. штрафа за незаконную утилизацию ПХБ-отходов

В декабре 2017 года за незаконную утилизацию отходов был осужден предприниматель из Омска. Его приговорили к 2 годам реального заключения и штрафу в 89 миллионов рублей. В 2018 году апелляционный суд оставил приговор в силе.

Уголовные дела за нарушение природоохранного законодательства в нашей стране возбуждаются нередко, но этот процесс по-своему знаменателен.

Во-первых, впервые суровое наказание понесено за утилизацию ПХБ-отходов, в частности, трансформаторных масел.

Во-вторых, нет никакого сомнения, что расчеты Омского суда будут применяться в возможных дальнейших процессах по делам о незаконной утилизации ПХБ-загрязненных масел. Ниже мы рассмотрим методики применения законодательства по охране окружающей среды и уголовного кодекса, которые использовали суд и прокуратура в данном деле.

Отметим, что термин штраф к сумме 89 миллионов рублей употребляется не совсем корректно и не является штрафом как таковым в юридическом смысле. Почему?

Кодекс об административных правонарушениях и уголовный кодекс предусматривают ответственность природопользователей в виде штрафа, размер штрафа варьируется в зависимости от статей, но никак не может составлять подобную сумму. Такая сумма является именно расчетом ущерба окружающей среде. Согласно ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда, причиненного окружающей среде, осуществляется добровольно или по решению суда.

Для расчета ущерба в данном случае используется утверждении Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды. Методика утверждена Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. No 238 и определяет, как в стоимостной форме исчисляется размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате нарушения законодательства, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций.

Ущерб складывается из размеров вреда, причиненного вследствие химического загрязнения, несанкционированного размещения отходов, самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв и их профиля. Закреплено, как определяются размеры такого вреда. Для этого используются таксы. Установлены их размеры. В расчетах используются такие показатели, как: объем размещенного отхода, глубина проникновения в почву, класс опасности отхода, состав, категория земель, а также специальные таксы. Сегодня таксы и размеры плат за причиненный экологический вред очень высоки, отсюда и большой размер оцениваемого вреда, оцениваемый, как правило, миллионами рублей.

Помимо ущерба причиняемого почвам, оценивается и рассчитывается ущерб, причиняемый водным объектам и лесам. Государственные органы используют:
- методику исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждена Приказом Минприроды России от 13.04.2009г. №87.
- методику исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе и лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду. Под упущенной выгодой понимается неполучение в результате нарушения лесного законодательства доходы от использования лесов.

Учитывая, что в судебном процессе, озвученном в начале статьи, речь шла о возмещении ущерба при «незаконной утилизации» отходов первого класса опасности, можно сделать вывод о том насколько увеличивается размер ущерба при обращении с первым классом опасности.

Суд доказал, что обвиняемый незаконно утилизировал около 500 тонн отходов первого класса опасности, в основном содержащих ПХБ. Несмотря на то, что захоронение или метод утилизации этого объема в основной своей массе установить не удалось, суд опирался на документы, по которым эти отходы компания обвиняемого принимала у их предыдущих владельцев — подразделений ФСК ЕЭС, МРСК Сибири, ООО ТД «Усть-Каменогорский конденсатор», ООО «Синарский трубный завод» и других. Стоимости, по которым компания принимала отходы колебались примерно от 50 до 200 тысяч рублей за тонну.

Таким образом, исходя из установленного объема и оценки ущерба можно говорить о том, что обвиняемый будет вынужден компенсировать государству сумму примерно в 180 000 рублей за тонну ПХБ-содержащих отходов, что более чем вдвое превысит полученный доход от незаконной деятельности.

Кроме того, обвиняемый привлечен к уголовной ответственности и приговорен к двум годам реального заключения. Данное наказание предусмотрено ст. 247 УК РФ «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов».

Исходя из этой информации можно сделать уверенный вывод, что государство наконец-то серьезно взялось контролировать обращение с ПХБ-содержащими отхода, а принятые в конце 2017 и в начале 2018 года дополнительные нормативные и разъяснительные акты только ужесточат этот надзор.